Закрыть ... [X]

Реле регулятор своими силами

Oolong пишет:
Yury пишет:
Oolong пишет:
Справедливости ради нужно сказать,что в природе существует еще три способа регулирования для генераторов без обмотки возбуждения то есть мотоциклетных(правда есть мото с генами по автошному типу),но об этом расскажу чить ниже.

Для начала как то так.Спрашивайте--отвечу.


Рассказывай.
не поверишь - интересно )

Кратенько продолжу.Излагать буду очень просто,что бы большинству было понятно.

Второй метод(№2) регулирования логически очень прост,но из-за некоторых недостатков промышленностью не принят,а вот в среде радиолюбителей нашел своих немногочисленных поклонников (у меня несколько знакомых на него "подсели").

Суть проста.Обмотки генератора не шунтируюься,т.е на диодный мост поступает вся переменка которую вырабатывает генератор во всем частотном диапазоне работы двигателя.Условно примем 15v-70v.Естественно после моста будут похожие цифры постоянки,но нам то нужно только 14v.Для этих целей между мостом и аккумулятором(бортовой сетью мото) ставится устройство,которое должно пропускать все что до 14v и не пропускать все что свыше 14v.Этакий клапан или вентиль,кому как удобно.

 Такое устройство называется --линейный стабилизатор,а непосредственно исполнительным клапаном в стабилизаторе служит транзистор.И этот транзистор,чтобы удержать выход на постоянном уровне переключается с очень большой частотой,до сотен герц(до сотен раз в секунду).

Минусы этого метода:
 Схемное решение сложней, чем у метода №1(шутирующего обмотки гены).Большой уровень пульсаций выходного напряжения и сложность борьбы с ними.
Минусов значительно больше,но чтобы не перегружать лишней для форумчан информацией на этом и остановлюсь.Самоделкиных по этому методу значительно меньше, чем по шунтирующему.

  Не надолго вернусь к той схеме,которую представил в начале темы.Эта схема тоже генерирует пульсации,но только пульсации переменного напряжения и самые "вредные" те из ни,что находятся поверх оси абсцисс,т.е. положительные.Эти пульсации хоть и очень коротки(порядка несколько миллисекунд(мс)),но достаточно велики по уровню.Порой могут достигать 100V.

А появляются пульсации в момент ЗАКРЫТИЯ симмистора(тиристора).И являются следствием такого физического явления как самоиндукция.Там где есть индуктивность(наши катушки генератора) и приходиться ее коммутировать,всегда будут появляться высоковольтные пульсации.

   Похожие пульсации поставлены на службу человеку.Как частный пример,искра в нашем мото появляется за счет самоиндукции.А "виной" всему повышающий трансформатор.Совершенно верно--это катушка зажигания.Вторичка имеет очень большую индуктивность и как следствие около 30 килловольт идет на свечу (хотя на первичке в это время только пару сотен вольт).И заделал эту пару сотен вольт(не забываем-бортовая сеть мото всего 14 v) закрывшийся транзистор в первичке(не забываем, он разорвал ток протекавший в индуктивности).
Теперь можете объяснить сами почему в старых схемах поджига люминесцентных ламп присутствует дроссель(бабина по аналогии с мото) и стартер(по аналогии транзистор).

Кроме пользы высоковольтные пульсации(от самоиндукции) доставляют и хлопоты по борьбе с ними.Они появляются(пульсации) там,где и не нужно нам.В частности и в той схеме,что представил выше.Сами по себе для электрооборудования мотоцикла они не опасны из-за ничтожной длительности,а вот нарушить нормальную работу РР могут,что и успешно делают во многих схемах включая и схему родного РР Выкса.

Если обратили внимание на те схемы шунтирующих РР что в интернете,и на сузучьей это тоже видно(фото силовой схемы в начале топика),силовая часть гальванически не развязана с управлением.На сузучьем РР тиристоры анодами сидят не плюсовой шине мотоцикла.А это очень нехорошо,т.к. помеха успешно пролазит в контролирующую,сравнивающую и управляющую часть РР.

 Тот элемент,который отвечает за конртоль "думает"что напряжение сети стало расти и "отдает" команду управляющему звену открыть тиристоры и зашунтировать обмотки генератора и напруга начинает падать,но она то до этого была в норме(до помехи).

Если подключить к нашему мото цифровой вольтметр(подключить к аккумулятору) и посмотреть сколько будет вольт на х.х.,то цифры покажут  около 14V,но если подбавить газку,то заметите что напряжение начнет СНИЖАТЬСЯ.Это началась работа пемехи(ее стало больше(она стала появлчться чаще)).

 Немного лучший вариант-- это когда сила хоть гальванически и не развязана от управления,но катодами сидит на минусе(т.е.земле или корпусе).
Поверте наслово помеха в виде пульсаций хорошо лезет при оределенных условиях и через землю,но немного хуже,чем через плюс.

В моей схеме сила как бы "висит" в воздехе.Она не соединена с плюсом,у нее нет связи и с минусом.Она отсоединена от управления с его узлами сравнения,контроля и управления.Она соединена только с мостом и ВСЕ...(управляющие элетроды не в счет,т.к. через них в принципе ничего не может лезть  и к тому же еще на их пути м/с, а добраться помехе нужно до главного звена всей схемы--TL431).

 Плюс к этому,параллельно каждому симмистору (обмотке), включена так называемая снабберная цепь состоящая из R и C.
Она режет перенапряжение возникающее в обмотках как нож масло.

В совокупности это дает неплохие результаты.Не отличные,а неплохие.
 
 
  Немного отвлекся...Но рассказал в общих чертах о помехоустойчивости своей схемы.

И так...  

Если в первом случае мы шунтировали переменку,то что нам мешает зашунтировать постоянку? А ничего и не мешает.Подключаем параллельно аккумулятору баластный резистор через ключ(вентиль,клапан)Я утрирую для лучшего понимания.Клапаном работает транзистор.Если напряжение меньше нормы--клапан закрыт,через резистор ток не идет.Напряжение стало выше нормы--клапан открыт.Ток пошел через клапан и резистор.Резистор "погасил" на себе в виде тепла излишнее напряжение.И все это происходит тоже с большой частотой.С таким алгоритмом работает  ШУНТИРУЮЩИЙ СТАБИЛИЗАТОР.
Этот метод широко применяется в промышлнной электроннике,например таким образом избавляются от перенапряжения в промежуточном контуре частотных преобразователей.

Плюсов не очень много,но они существенны:не очень сложная схема реализации этого метода,надежность и цена,но минусы перебивают возможность реле регулятор своими силами внедрения в мототехнику.В первую очередь габариты того самого баластного резистора и его температура, которую надо оперативно отводить.Это сопряжено с применением громоздких радиаторов,вентиляторов и прочей лабуды.

Ваш покорный слуга лет 8-9 назад изготовил,отладил и на столе демонстрировал своим коллегам эксперементальный образец.Я прекрасно понимал,что на мото он не встанет из-за своих габаритов и тампературного режима,но ради интереса все это и затевал.Однако работы свернул т.к. при очередном изменении схемы(хотелось же лучше и лучше,но лучшее--враг хорошему) взорвал тестовый аккумулятор,к счастью без серьезных последствий.

Ну и напоследок последний №4 метод регулирования выходного напряжения...(на мой взгляд самый совершенный из всех)

 А что если давать мосту столько переменки,чтобы выпрямив ее получить сразу необходимые 14 v тютелька в тютельку.А как реализовать? Да очень "просто" --сделать управляемый выпрямитель.Вместо пассивных диодов установить управляемый электронный  злемент.С этой задачей хорошо справляются тиристоры.Каждый тиристор теперь будет открыт не все 180 электрических градусов,например как диод,а меньше, и именно столько,сколько необходимо для получения искомой постоянки.

Этод метод в промышленной электронники используется повсеместно и очень успешно.И называется он ФАЗОВЫЙ или в советской транскрипции СИФУ.

 Плюсы метода огромны,но вот  сложность схемного решения для мотоцикла и естественно его цена не дают возможность массового распространения даже среди электронщиков.

 Прошу прощения за много букав,но иначе не смог...

Если кому то помог узнать,что то новое для себя--буду рад.

Не судите строгоRolling Eyes



Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Ремонт реле регулятора своими руками Вязание крючком для начинающих мочалки с петлями



Реле регулятор своими силами Регулятор напряжения своими руками бортжурнал Opel Kadett
Реле регулятор своими силами Реле регулятор своими руками - Клуб ВАЗ 2104, 2105 и 2107
Реле регулятор своими силами Реле-регулятор своими руками. - vx800
Реле регулятор своими силами Реле-регулятор своими руками. - Український клуб Yamaha Tmax
Реле регулятор своими силами Изготовление нового реле-регулятора японского мотоцикла
Реле регулятор своими силами 24 жутких места Украины, от которых стынет кровь в жилах
Ажурный топик или платье Кайли Миноуг на его основе Детский центр «МИНИ -БАМБИНИ » Запеченная семга пошаговый рецепт с фото, приготовление в Как сшить сумку через плечо своими руками Кофточка с капюшоном спицами для самых начинающих - Вяжем Личная жизнь Марии Куликовой после развода: муж, дети, фото

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ